оз.Сонг-Кёль(р.Тас-Кечюу, урочище Байты-Булак) –
пер.Калмак-Ашуу(3446м) – р.Тюлек – аил Кенг-Cуу – р.Сары-Булак – аил
Сары-Булак - р.Кара-Куджур (в 1 км выше аила Сары-Булак)
километраж – 57,5 км, ходовое время – 4 часа 05 минут, набор высоты – 621 м.
Всю ночь и утро идёт дождь. Дорога сырая. На протяжении всего дня идёт
дождь а к вечеру превращается в ливень. Заметно холодает. 317,5км /09:00/ 3071м/ 6С выезд с места ночёвки р.Тас-Кечюу, урочище Байты-Булак 331,8км /11:10/ 3446м/ 9С остановка на перевале Калман-Ашу(3446м) 340км /12:30/ 2761м/ 14С конец серпантина с перевала, река Тюлек 349,5км /13:20/ 2584м/ 12С встаём на обед у р.Тюлек, через полчаса вода становится мутной 363км /15:53/ 2376м/ 11С въезд в аил Кёнг-Суу, в округе горы-сырты 367,8км /16:48/ 2487м/ 10С
берём безымянный перевал под холодным проливным дождём с перевальным
взлётом в 150 метров (ни в одном отчёте данный перевальчик не указан).
Видимость не более 10 метров. 369км /17:24/ 2366м/ 10С развилка дорог, выезд на асфальтовую дорогу (Балыкчи-Нарын) 373,8км /19:00/ 2268м/ 10С аил Сара-Булак, пьём чай с коньяком в бистро. 375 км /20:10/ 2288м/ 8С встаём на ночевку за аилом Сары-булак. Идёт дождь.
7 день (17 августа) р.Кара-Куджур (в 1 км выше аила Сары-Булак) – аил Ак-Кыя –р.Ачабулак (перед пер.Джалпакбель)
километраж – 59,5 км, ходовое время – 4 часа 47 минут, набор высоты – 761 м.
375 км /11:20/ 2288м/ 14С выезд с места ночёвки 386 км /12:17/ 2440м/ 14С заканчивается асфальтовая дорога, далее грейдер 394 км /13:20/ 2480м/ 14С въезд в аил Ак-Кыя 407 км /15:30/ 2630м/ 12С встаём на обед (рядом с поворотом на аил Улахол) 434,5 км /20:00/ 3011м/ 4С под холодным проливным дождём встаём на ночёвку р.Ачабулак
километраж – 63,6 км, ходовое время – 4 часа 16 минут, набор высоты – 793 м.
434,5 км /11:40/ 3011м/ 12С выезд сместа ночёвки 442,8 км /12:32/ 3318м/ 10С заезжаем на перевал Джалпакбель(3300м) На перевале встречаем двух чабанов на лошадях, общаемся с ними, нас интересует дальнейший наш путь. 449,5 км /13:05/ 3037м/ 10С конец спуска с перевала Джалпакбель 451,6 км /13:24/ 3003м/ 10С мост через безымянную реку 463,4 км /14:06/ 2908м/ 11С мост через р.Корумду-Суу, дует попутный западный ветер со скоростью 20м/с. 470,7 км /15:22/ 2869м/ 23С обед перед ущельем реки Кара-Саз 475,9 км /17:00/ 2753м/ 14С проезжаем по мосту через р.Кара-Гоман И через полтора километра перевалив через небольшой увал уже едем по
долине р.Болгарт после моста дорога заметно ухудшается (каменистая с
крупными камнями). Разница в качестве заметна. Скорость падает до 7-10
км/ч 481,5 км /17:35/ 2715м/ 12С останавливаемся под
мостом через р.Болгарт на левый берег (рядом стоит жилой дом), так как
начался сильный ливень. Полчаса пережидаем ненастье и продолжаем путь
дальше. По левой стороне тоже идёт дорога, но мы продолжаем двигаться
по правой. Дорога поршивая (местами размытая, а рядом идёт
альтернативная не укатанная коля по траве) 498,1 км /19:40/ 2879м/ 6С встаём на ночёвку в долине реки Джилу-Суу. Воду берём из ручья.
9 день (19 августа)
долина р.Джилусу – мост ч\з Джилусу – долина р.Бурхан – охотничй домик - р.Бурхан
километраж – 50 км, ходовое время – 5 часов 25 минут, набор высоты – 760 м.
498,1 км /9:50/ 2879м/ 10С выезжаем с места ночёвки погода ясная. 501,5 км /10:31/ 2884м/ 10С сворачиваем направо на мост через р.Джилу-Суу. Пытаемся раздобыть бензин, лепёшки и кумыс. Через километр уже едем вверх по правому берегу долины реки Бурхан. 511,96 км /12:32/ 2950м/ 14С переправа на левый берег необходимо перейти вброд два притока и мост через р.Бурхан. Что собственно и делаем. Встречаем местного аксакала. Он настоятельно рекомендует вернуться на правый берег Бурхана и ехать там. Что мы и делаем. 534,3 км /17:00/ 3055м/ 18С останавливаемся у гостиницы для охотников(дом с баней) рядом мост через реку Калча. 536,8 км /17:23/ 3071м/ 18С проезжаем поворот дороги к мосту ведущей на левый берег Бурхана к перевалу Джаманечки. 548 км /19:45/ 3222м/ 14С встаём на ночёвку на одном из притоков реки Бурхан. Вечером с 21:00 и до 8:00 утра температура воздуха около 0 С.
10 день (20 августа) р.Бурхан – плато (3800м) под пер.Арабель полуднёвка
полуднёвка километраж – 18,3 км, ходовое время – 2 часов 45 минут, набор высоты – 703 м.
548 км /10:50/ 3222м/ 12С выдвигаемся с мета ночёвки, едем по травянистой дороге(фактически по высокой траве), такая езда порядочно изматывает. 556 км /12:40/ 3322м/ 14С достаточно легко переходим основное русло Бурхана в брод (река делиться на множество мелких рукавов). 564,6 км /14:47/ 3605м/ 13С начало перевального взлёта на плато Арабель. 566,3 км /16:30/ 3800м/ 12С останавливаемся на полуднёвку на плато. Здесь взору открываются замечательная панорама на ледники хребта Джетимбель. Отдыхаем, проводим техосмотр велосипедов и личного снаряжения.
11 день (21 августа) плато (3800м) под пер.Арабель - пер.Арабель(3839м) – оз.Джашилкёль – пер.Барскаун(3754м) – пер.Сары-Мойнок(3120м) – посёлок Барскаун – пос.Тамга (1630м)
километраж – 90 км, ходовое время – 4 часов 15 минут, набор высоты – 427 м.
566,3 км /9:00/ 3800м/ 3С выезд с места ночёвки. Проехав около пятисот метров несмотря на все усилия приходится спешится – буквально всё покрывается толстым слоём жирной грязи. Самый эффективный способ движения это очистка колёс велосипеда через каждые 7-10 метров дороги. Уйти с дороги куда то в сторону даёт еще более худший результат. Большая часть плато Арабель покрыто таким грунтом и не имеет растительного покрова. 569км /10:30/ 3830м/ 6С перевал Арабель удалось определить лишь с помощью GPS, настолько он неприметен на плато. Вскоре встречаем геологическую партию. Ищут золото для Канадско-Киргизской золотодобывающей компании. 576 км /13:00/ 3766м/ 20С выезжаем на хорошую гравийку ведущую на пер.Барскоон и пер.Суёк. Около полутора часов отмываем свои велосипеды от толстенного слоя грязи и абразива. 577,5 км /14:50/ 3766м/ 21С мост через р.Арабель-Суу 583,1 км /15:15/ 3817м/ 19С перед перевалом Барскоон 585 км /15:24/ 3754м/ 17С перевал Барскоон. На табличке на самом перевале отметка высоты местности 3819м. С перевала идёт серпантин все петли которого пронумерованы. Дорога гравийная, очень пыльная. 594 км /16:10/ 3120м/ 17С перевал Сары-Мойнок. Новые витки серпантина. 598,2 км /16:24/ 2795м/ 18С конец петель серпантина на Сары-Мойнок 614 км /18:00/ 2043м/ 19С начало асфальтовой дороги 615,6 км /18:07/ 1879м/ 19С въезд в посёлок Барскоон 638 км /19:00/ 1630м/ 18С Тамга. Ночёвка в саду пионерлагеря.
12 день (22 августа) пос.Тамга (1630м) – Каджи-Сай – Тонг – Большевик - Ак-Сай
километраж – 65,4 км, ходовое время – 4 часа 07 минут, набор высоты – 337 м.
638 км /9:10/ 1630м/ 12С выезжаем из Тамги 669,8 км /9:10/ 1621м/ 12С проезжаем поворот на Каджи-Сай 681 км /16:06/ 1616м/ 29С въезд в Тонг 700,1 км /17:39/ 1720м/ 21С въезд в Большевик 703,4 км /18:05/ 1808м/ 23С въезд в Аксай. Кафе рядом с памятников архару. В семь часов вечера к нам приезжает наш автобус. Приходится снова переложить все рюкзаки в багажном отделении, чтобы туда вошли наши велики с велорюкзаками.
Как мы стали чемпионами Киргизии по кросс-кантри.
24 августа в
славной столице Киргизии - Бишкеке проходил первый официальный
чемпионат в дисциплине кросс-кантри. В Киргизии мы совершали велопоход
3 категории сложности с элементами 5-той. Поход проходил в жестком
темпе, за 12 дней мы проехали 700км(из них около 80% по горным
дорогам). Взяли 8 перевалов, самый высокий из них 3811 метров(ощутили
все прелести кислородного голодания). Суммарный набор высот за всё
время похода составил более 10км(за 12 дней - это сильно). Поход очень
понравился, эмоций море!!! Приехали в Бишкек отдохнуть после гор, а тут
видим объявление "чемпионат Бишкека по кросс-кантри" в день нашего
отъезда. Созвонились с оргами, нам анонсировали что будут спортсмены из
Душанбе, Алма-Аты, Бишкека и пару америкосов - почти чемпионат
Центральной Азии. А тут ещё мы - россияне с "гор спустились". Сразу
приняли решение обозначить Российское присутствие в Центральной Азии и
америкосам на дистанции "навалять". Сразу участвовать вызвалось двое из
парней Иван(Сидней) и Вадим(Сайкос), а девушки хотели выступить в ролей
зрителей. В день соревнований оказалось, что янки, узнав о нашем
участии в данном мероприятии, снялись с дистанции. Очень хотелось чтобы
девчонки тоже поучаствовали, тем более Калентьева на Олимпиаде взяла
бронзу. Похоже, что в Киргизии успех Российской спортсменки на
олимпиаде ценили не меньше нашего.Местные
хвалились и показывали свою чемпионку "всеяазии". Девушек было двое -
Алёна и Таня. У Алёны было сильное растяжение голеностопа(после гор),а
Таня всё не решалась. Всей командой обрушились на Татьяну с
обвинениями, что раз ехала весь поход впереди всех, то и честь России и
Удмуртского горного велосипеда иди и защищай!!! Татьяна послушалась и
пошла(сказав, чтобы за плохое место её не ругали). На хорошей скорости
пролетели пробный круг, дистанция не очень сложная: половина дистанции
узкая тропинка по лесу с кучей корней и камней, три брода "хорошего"
ручья и прямая. Перепады высот не большие. На пробном кругеочень
мешал один парнишка, на узкой тропинке он в никакую не хотел уступать
дорогу и на все наши просьбы этот наглец пропускать вперёд отказывался.
1й заезд соревнований - Мастера и Девушки - 3круга по 4,8 км. 2й заезд соревнований - Элита - 5кругов по 4,8 км.
Перед
стартом Татьяне давали наставления, изучали соперников. Местные
спортсменки ходили деловито в фирмовой одёжке. Но мы же спустились с
гор!!! энергии у нас хоть отбавляй!!! Гонка проходила эффектно, пыль
стояла столбом. Больше всего понравились броды ручьёв - это хоть как то
освежало спортсменов в жару 40 градусов.
И вот результаты: Вадим Седов
Сайкос - 6 место(мастера);
Татьяна Утяшева - 1 место (девушки);
Иван Проворов - 5 место (элита); Ура спортсменам из Удмуртии!!!
Коля: да, "дернули" местных, никто и не ожидал,особенно девушка кот 3 место заняла, по словам местного комментатора она всегда раньше первые места занимала, конкурентов не было. Таню пришлось еще
уговаривать, но когда повесили ей табличку с номером участника деваться
уже было некуда и как показал второй круг - не зря! Таня первая, а
остальные девчонки потерялись! Комментатор сразу стал интересоваться от
куда спортсменка, с какого возраста занимается велоспортом, а нам
сказать то нечего, ведь знаем что села на горный велик только этой
весной! в итоге отличный результат, насколько помнится оказалась и в
первой десятке среди мужчин. Респект и Вадиму с Иваном. Иван еслиб не постеснялся и выступил среди мастеров, то еще одно 1 место было наше.